Методы гипноза Внушение и гипнотизм Самовнушение Массовое внушение Стадии гипноза
Главная

Внушение и гипнотизм

История гипноза

История гипноза в России

Гипноз и учение о бессознательном

Восприимчивость к гипнозу

Теория гипноза и внушения

Методы гипноза

Стадии гипноза

Симптомы или признаки гипноза

Искусство наведения гипнотического транса

Внушение наяву

Самовнушение

Внушение и психология

Внушение и душевные болезни

Внушение и медицина

Внушение и знахарство

Внушение и преступление

Внушение и любовь

Внушение и мистика

Внушение и искусство

Внушение и воспитание

Массовое внушение

Животный гипноз

Контакты

Теория гипноза и внушения

Как известно, нам нередко снится, что мы летаем. Такие сновидения очень интересуют меня и во время самого сна. Во время полета мне казалось, что я изучаю, как при помощи энергии и волевых импульсов можно преодолеть силу тяготения. После пробуждения мои мысли часто еще были заняты этой темой, и, находясь уже в сознании, я все еще считал возможным полет тела; конечно, это длилось всего несколько секунд, потом эта послегипнотическая ошибка в суждении подвергалась исправлению.

Из проведенной параллели совершенно ясно, как ошибаются те авторы, которые считают гипноз искусственной истерией. На таком же основании можно было бы считать сон периодической истерией, так как и между этими двумя областями существует некоторое сходство. Гипноз, таким образом, является состоянием, чрезвычайно похожим на здоровый сон, с тою только разницей, что гипноз развивается медленно и что его вызывает и поддерживает стороннее внушение. Мы поэтому займемся изучением сущности и действия самого внушения.

Присоединяясь к учениям школы из Нанси, Форель считает, что внушать значит вызывать динамические изменения в нервной системе человека или такие функции, которые зависят от нервной системы. Это действие производит другой человек, вызывая представление, что такие изменения происходят, произошли или произойдут. По Вундту, внушение является ассоциацией с одновременным сужением сознания до представлений, вызванных этой ассоциацией. По Липису, внушать - значит вызывать психическое действие, выходящее за пределы представления.

С чисто внешней стороны, по моему определению, каждое словесное внушение есть суждение, и притом более или менее парадоксальное утверждение или возвещение, высказанное с целью вызвать по возможности непосредственно соответствующий душевный или физический процесс, или содействовать его возникновению. Это определение заключает в себе главные цели и свойства внушения и подчеркивает разницу между внушением и убеждением. Для того, однако, чтобы внушение было воспринято, необходима восприимчивость к внушению.

Эта последняя бывает пассивной и активной, подобно тому, как, по Вундту, различают активное и пассивное внимание. Пассивная восприимчивость к внушению есть душевное состояние, которое лучше всего назвать готовностью к внушению; активная же восприимчивость к внушению есть способность мозга усвоить воспринятое внушение, ассимилировать его. Для того, например, чтобы внушение: "У вас на носу сидит мошка, она кусает вас!" - оказало действие, необходимо прежде всего, чтобы данный человек отнесся к нему со вниманием - он не должен быть отвлечен, не должен быть физически или духовно занят чем нибудь другим. Он должен находиться в спокойном состоянии и не должен быть возбужден никакими аффектами. Во вторых, внушение не должно встречать противодействия. Если тотчас же возникнет противоположный аргумент: "Здесь в комнате нет мошек; мошки никогда не садятся на нос!"; или, если человек немедленно примет решение сейчас же убедиться в правильности утверждения, ощупав свой нос, - то внушение не может осуществиться.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10

Copyright © 2009 Гипноз и внушение