Методы гипноза Внушение и гипнотизм Самовнушение Массовое внушение Стадии гипноза
Главная

Внушение и гипнотизм

История гипноза

История гипноза в России

Гипноз и учение о бессознательном

Восприимчивость к гипнозу

Теория гипноза и внушения

Методы гипноза

Стадии гипноза

Симптомы или признаки гипноза

Искусство наведения гипнотического транса

Внушение наяву

Самовнушение

Внушение и психология

Внушение и душевные болезни

Внушение и медицина

Внушение и знахарство

Внушение и преступление

Внушение и любовь

Внушение и мистика

Внушение и искусство

Внушение и воспитание

Массовое внушение

Животный гипноз

Контакты

Внушение и искусство

Внушение и искусство Брэд сообщает, что одна молодая девушка исполняла во время гипноза песни Женни Линд, хотя в действительности была немузыкальной, и объясняет это чудо слухом и музыкальным чутьем. Она была, следовательно, прообразом Трильби. На основании уже известных причин, мы считаем это сообщение не выдерживающим критики. Даже в глубочайшем гипнозе не могут быть вызваны способности, не существовавшие уже в состоянии бодрствования. При сомнамбулизме удается достигнуть только повышения восприимчивости органов чувств, усиления способности к воспоминаниям, концентрации и фантазии.

Много лет тому назад роман "Трильби" вызвал оживленные обсуждения вопроса о соотношении между внушением и искусством. Мы тоже выскажем по этому поводу некоторые соображения. Прежде всего следует выяснить, играют ли при этом явления внушения активную или пассивную роль. Они играют пассивую роль во всех произведениях искусства, которые имеют целью изобразить проявления внушения, активную роль они могут играть у художников и у наслаждающихся искусством.

Что касается пассивной роли, то около 30 лет тому назад Эмиль Францоз предпринял анкету у целого ряда известных исследователей для выяснения их взглядов на внушение и родственные ему явления, в особенности в отношении их применимости для поэтического творчества. Чтение этого сопоставления, очень интересно. Знаменитый физиолог Дюбуа-Реймон, например, который открыл действие электрического тока на нервные и мускульные волокна, считает "внушение, если только оно вообще существует, одним из видов сумасшествия" и совершенно неприменимой в творчестве темой.

Даже Гельмгольц, чрезвычайно ясно мыслящий и безупречный ученый, ставит гипнотизм на одну ступень с фокусничеством, признавая, однако, что в основе гипнотических явлений находится "зерно правды". Эксперт-ученый без предвзятых мнений и односторонности, считает, все же, что воля объекта всегда может воспрепятствовать гипнозу. Широкую известность приобрело суждение профессора Фукса, что "он тогда только признает гипнотизм, если гипнотизеру удастся заставить профессора Гельмгольца вести себя подобно стыдливой девушке, или профессора Дюбуа-Реймона лаять по-собачьи, брать в зубы поданную салфетку и т. д."

Наряду с этими необдуманными отрицаниями имеются и осторожные положительные мнения Жоли, Фореля и др. Из этого ясно, как различно относились к гипнотизму еще 30 лет тому назад. Единогласным было только мнение всех, что столь неестественные и нуждающиеся в научном исследовании явления не могут служить темой для поэтического творчества, ибо задачей его является изображение чувств и инстинктов нормальной души.

1 - 2 - 3

Copyright © 2009 Гипноз и внушение