Методы гипноза Внушение и гипнотизм Самовнушение Массовое внушение Стадии гипноза
Главная

Внушение и гипнотизм

История гипноза

История гипноза в России

Гипноз и учение о бессознательном

Восприимчивость к гипнозу

Теория гипноза и внушения

Методы гипноза

Стадии гипноза

Симптомы или признаки гипноза

Искусство наведения гипнотического транса

Внушение наяву

Самовнушение

Внушение и психология

Внушение и душевные болезни

Внушение и медицина

Внушение и знахарство

Внушение и преступление

Внушение и любовь

Внушение и мистика

Внушение и искусство

Внушение и воспитание

Массовое внушение

Животный гипноз

Контакты


Внушение и душевные болезни

Внушение и душевные болезни Уже десятки лет тому назад, как и в настоящее время, существовали и существуют ученые, которые идя дальше, чем Шарко, считают гипноз искусственным душевным заболеванием. Конечно, если считать душевной болезнью каждый сон, каждый экстаз, каждую необыкновенную страсть, короче говоря, все душевные состояния, несколько отклоняющиеся от обыденного, то и сомнамбулизму тоже смело можно дать это название.

Если же, однако, следуя научной терминологии, пользоваться названием "душевные болезни" (психоз) только для таких нарушений душевной жизни, которые на долгое время изменяют личность человека таким образом, что нарушаются основные соотношения чувств, мыслей и поступков с внешним миром, - то гипноз никоим образом не может быть назван душевным заболеванием.

К счастью, большинство немецких психиатров стоит на этой разумной точке зрения, во всяком случае, все, знающие гипнотизм на основании собственного опыта. Вызывать при помощи гипноза душевные болезни так же невозможно, как почти немыслимо путем внушения сделать порядочного человека утонченным преступником. В тех случаях, когда гипноз вызывал, как следствие, состояния затемнения сознания, то они, будучи вызваны ошибочными приемами, носили преходящий характер, или же имели в основе болезненное предрасположение.

Тем не менее, между обеими указанными областями существует много аналогий и соотношений, начиная от внешнего и кончая глубинами душевной жизни. Так, например, важным признаком некоторых душевных заболеваний является каталепсия. Она возникает всегда в таких случаях тоже при связанности или скованности душевной жизни, с той лишь разницей, что эта скованность создается не временно путем внушения, а на долгое время, вследствие заболевания мозга. Такого рода каталепсия обычно тоже связана с понижением чувствительности кожи. Можно заставить такого больного принимать любые положения, но уничтожить такую каталепсию внушением - невозможно.

Продолжительная каталепсия является, между прочим, неблагоприятным признаком для течения болезни. Еще худшее значение имеют в таких случаях продолжительные автоматические движения (называемые здесь стереотипными), потому что они возникают на почве врожденного или благоприобретенного слабоумия. Худшим признаком при душевных болезнях является также подражательность или эхопраксия, с которой мы уже познакомились, как с явлением при гипнозе.

1 - 2

Copyright © 2009 Гипноз и внушение