Феномены внушения и гипнотического транса
Известно, что без податливости по отношению к внушению гипнотический
транс вызвать невозможно. Поэтому возникает вопрос: чем, собственно,
является гипноз? Можно перечислить несколько ответов, которые дают на этот вопрос профаны и специалисты: "Целительное чудо", "Театральный фокус", "Религиозное чувство" и т. д.
Нет ничего странного в том, что эти ответы столь противоречат друг другу
- ведь речь идет о явлении, которое всегда понималось неправильно. В конце 1990 года в городе Констанце, бывшей ФРГ, проходил 5-й европейский конгресс, посвященный применению гипноза в психотерапии и психосоматической медицине.
Подавляющее большинство участников конгресса, специалисты-гипнологи, пришли к выводу, что гипноз и его эффекты не смогла объяснить ни одна из существующих научных школ, поэтому гипнолог должен строить свою практику, полагаясь на собственный опыт и врачебную интуицию. На эту тему была прочитана лекция профессора Д. Ревенштрофа (ФРГ) "Гипноз: лечение без
теорий".
Тем не менее были выступления, где говорилось о феномене внушаемости
человека, что решающее значение имеет вера больного в авторитет гипнотизера, что в состоянии гипноза информационные процессы протекают в правом полушарии
мозга быстрее, чем в левом. Как видите, охарактеризовать сущность гипноза сложно, поскольку он у отдельных людей существует в столь разнообразных формах. Но в гипнозе мы встречаемся с совокупностью загадочных элементов,
прослеживающихся во многих видах взаимодействий людей, - феномен внушаемости.
Люди обладают врожденным механизмом податливости к внушению, который находится в определенной связи с очень многими присущими нам способностями к научению и развитию. Ребенок учится путем подражания, поступая в
соответствии с указаниями своих родителей и учителей. Уровень его
податливости к внушению высок, что приносит огромную пользу, поскольку в
этом случае необходимость научения с помощью метода проб и ошибок не столь велика. Представление ребенка о мире, его системе ценностей и установки в значительной мере определены тем, что он принимает оценки и рекомендации, сообщаемые ему дома и в школе взрослыми людьми, пользующимися авторитетом.
Печать авторитета переносится в дальнейшем на другие лица и даже на средства информации. То, что ребенок видит по телевизору, слышит по радио и читает в книгах и журналах, кажется ему особенно достоверным. Ставить под сомнение достоверность сообщений, поступающих из всех этих источников, означает ставить под сомнение авторитет самих родителей. В тех случаях, когда ребенок воспитывался в атмосфере уважения авторитетов или страха перед ними, еретический подход указанного рода может привести к усилению тревоги.
По мере того, как ребенок растет и превращается во взрослого человека, он
начинает проявлять склонность ко все большей ориентации на собственное критическое суждение и сохранение своего права на независимость суждений и действий. Но и во взрослом
человеке по-прежнему кроется весьма податливый к внушению ребенок, который продолжает верить в истинность того, чему его учат.
<<
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5