Методы гипноза Внушение и гипнотизм Самовнушение Массовое внушение Стадии гипноза
Главная

Внушение и гипнотизм

История гипноза

История гипноза в России

Гипноз и учение о бессознательном

Восприимчивость к гипнозу

Теория гипноза и внушения

Методы гипноза

Стадии гипноза

Симптомы или признаки гипноза

Искусство наведения гипнотического транса

Внушение наяву

Самовнушение

Внушение и психология

Внушение и душевные болезни

Внушение и медицина

Внушение и знахарство

Внушение и преступление

Внушение и любовь

Внушение и мистика

Внушение и искусство

Внушение и воспитание

Массовое внушение

Животный гипноз

Контакты

Методы гипноза

Я довел дело до кризиса, вследствие чего он начал бредить, громко рассказывая о своих делах. Когда затем его представления, по моему мнению, приняли неприятное для него направление, я попытался придать им другое, более веселое направление, что мне удалось без больших усилий. Тогда он стал весел, представляя себя на призовой стрельбе, на танцевальном вечере и т. д. Я старался только поддержать в нем эти представления, - и что же: я заставил его проделать на своем стуле оживленные движения, как при танце, согласно мелодии, которую он громко спел, после того как я мысленно пропел ее. Этим я вызвал у больного обильный пот, и, после того как кризис продолжался час, я успокоил его и вышел из комнаты. Коротко говоря, Виктор (так звали подверженного сомнамбулизму) выздоровел и тотчас же сделался знаменитым медиумом". Сначала явно выраженный покой, потом род кризиса, и, наконец, состояние, подобное сну, примененное для того, чтобы тем или другим способом непосредственно подействовать на сферу представлений.

Пюисегюр еще вызывал сомнамбулизм путем пассов, но всегда искал успокоительных воздействий и избегал кризисов, которым его учитель Месмер приписывал особую целебную силу.

Против методов, действующих скорее телесно, выступил в 1814 году Фариа, применивший исключительно духовные приемы. Вследствие основной важности его метода, мы предоставим ему самому слово: "Прием, которым я пользуюсь для усыпления, весьма прост. Я удобно усаживаю соответствующих особ на стул и с ударением произношу слово: "спите" или же показываю им на некотором расстоянии свою открытую руку, предлагая им пристально смотреть на нее, не отводя глаз, и не препятствуя моргать глазами. Я постоянно тогда замечаю, что, когда я настойчиво действую на них приказанием спать, дрожь проходит по их членам, и они засыпают. Это сотрясение тела - не только явное доказательство необходимого предрасположения, но и говорит в пользу их доброй воли к тому, чтобы отдаться концентрации.

Во втором случае, как только я вижу, что они уже не моргают глазами, я постепенно приближаю свою открытую руку, и когда вижу, что они не опускают век, то я произвожу над ними другой опыт, о котором я сейчас сообщу. Когда только что упомянутые приемы не производят ожидаемого действия, то я касаюсь макушки, лобных костей, носа у переносицы, диафрагмы, сердца, обоих колен и обеих ног у лиц, которых считаю подходящими. Опыт показал, что легкое давление на крупные кровеносные сосуды всегда вызывает концентрацию, достаточную для отклонения чувств, если воля не сопротивляется этому или если способность восприятия не ослаблена; и далее, что некоторые из упомянутых частей всегда содержат в себе это абсолютно необходимое для сохранения жизни условие".

Жиль де ла Туррет, у которого я заимствую это описание, правильно замечает, что учение Фариа уже содержит в зародыше всю позднейшую теорию внушения, и мы можем, прибавить, - и все позднейшие методы: пристальное устремление взгляда, концентрацию внимания, и, прежде всего, приказание спать, внушение сна.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7

Copyright © 2009 Гипноз и внушение