Внушение и душевные болезни
Очень часто и прежде всего обнаруживающимся признаком многих душевных заболеваний являются галлюцинации или иллюзии зрения, обоняния, вкуса, слуха и осязания. Их сходство с галлюцинациями, созданными путем внушения, заключается в их субъективной реальности, которая большею частью так велика, что больной доверяет этим обманам чувств более, чем действительным восприятиям. Так, например, загипнотизированным цветы, созданные внушением, кажутся более реальными, чем настоящие.
Только в начале и в конце болезни здоровый комплекс сознания до некоторой степени сознает обман и считает галлюцинацию обманом мозга. При более тяжелой стадии болезни обманы чувств кажутся больным совершенно реальными и имеют большее влияние на их поступки, чем действительность. Душевнобольной не ест, так как подозревает, что в пище находится яд; он приходит в смертельный ужас, так как чувствует трупный запах; приходит в ярость, так как видит перед собою врага и т. д., и все это имеет для него по меньшей мере ту же реальность и неоспоримость, как и действительная жизнь.
Переживания, созданные галлюцинациями и подобные сновидениям в той форме, как их описали Бернгейм и Форель, являются у истериков и эпилептиков состояниями умопомрачения (затемнения сознания), о которых совсем отсутствует или остается смутным, воспоминание. Роль внушений играют при душевных болезнях бредовые идеи или бредовые представления, которые, подобно внушениям, обладают способностью совершенно изменять воспоминания и суждения больного; это самовнушения, но неисправимые и совершенно меняющие личность человека.
От этих явно выраженных душевных заболеваний протянуты нити к тем экзальтированным, немного слабоумным натурам, которые хоть и не галлюцинируют, но видят окружающий мир в ложном свете своих экзальтированных, чрезмерных идей. Прототипом таких натур является Дон Кихот, а его слабым отражением Тартарен из Тараскона.
Итак, каталепсия, автоматические движения, подражательные движения (эхопраксия), галлюцинации, ошибки в суждениях и воспоминаниях, амнезия - все эти нити ведут от гипнотических явлений (в частности, от сомнамбулизма) к душевным заболеваниям, и все же существуют отмеченные уже основные различия. Глубокое, продолжительное изменение личности, ее часто враждебное отношение к внешнему миру, физические признаки глубокого душевного заболевания и прежде всего отсутствие восприимчивости к влиянию - все эти явления представляют собою такие существенные признаки душевных болезней, что об однородности последних с гипнозом не может быть и речи.
1
- 2