Внушение и медицина
Нам приходится сталкиваться с явлениями внушения во всех жизненных областях, но медицина - единственная область, в которой с древних времен до последнего времени внушения применялись, хоть и в замаскированном виде, но сознательно и методически. Все заклинательные формулы, амулеты, талисманы и тайные средства имели в своей основе внушения. Когда египтяне и греки спали на священной земле, когда китайцы ложились на могилы, то результатом являлись благочестивые видения, сны о нужных лечебных средствах и затем послегипнотическое исцеление болезней.
В средние века, да и в настоящее время, многие католики верили и верят, что от святых, их одеяний, мощей, икон и других реликвий исходят целебные влияния. Когда после эпохи возрождения естественные науки оказали широкое влияние на мышление, то нуждающаяся во внушении вера больных устремилась на новые открытия, и при помощи камня мудрости, редких металлов, рецептов розенкрейцеров и т. д., часто удавалось излечивать болезни. В конце концов вся оперировавшая внушением медицина сводилась к учению о животном магнетизме или месмеризме, которое затем постепенно превратилось в современное учение о внушении. Во всех этих превращениях к применению методов внушения побуждал скорее практически-терапевтический, чем психологически научный интерес.
Наконец, метод чистого внушения под искусными руками Льебо и Бернгейма оказал такое поразительное целебное влияние на различные болезненные состояния, что он постепенно, несмотря на возражения школы Шарко и ее последователей, превратился в отрасль врачебной медицины, которая приобрела большое значение, так как улучшение гипнотической техники научило гипнотизеров устранять случайности и достигать определенных желаемых воздействий.
Естественно, что применение лечения внушением ограничится единичными врачами, одаренными спокойствием, выдержкой и искусностью и обладающими серьезными познаниями в области гипнотических явлений. Чрезвычайно желательно, конечно, чтобы профаны своими ошибочными неумелыми приемами не подорвали веры в это учение, ибо нет ни одного лечебного метода, который нуждался бы в таком глубоком знании человеческой души и в таком специально-техническом опыте. Любой человек может прописать ванны, холодные обтирания и касторку, но для целесообразного и безвредного применения гипноза к больной душевной
организации необходимы знания и опыт.
1
- 2
- 3