Методы гипноза Внушение и гипнотизм Самовнушение Массовое внушение Стадии гипноза
Главная

Внушение и гипнотизм

История гипноза

История гипноза в России

Гипноз и учение о бессознательном

Восприимчивость к гипнозу

Теория гипноза и внушения

Методы гипноза

Стадии гипноза

Симптомы или признаки гипноза

Искусство наведения гипнотического транса

Внушение наяву

Самовнушение

Внушение и психология

Внушение и душевные болезни

Внушение и медицина

Внушение и знахарство

Внушение и преступление

Внушение и любовь

Внушение и мистика

Внушение и искусство

Внушение и воспитание

Массовое внушение

Животный гипноз

Контакты

Массовое внушение

В какой мере душевные свойства отдельного человека меняются, если он находится в группе или массе - этот вопрос стал предметом психологического исследования только в последние десятилетия (Лебок, Зибер и др.). Меде произвел опыты над действием простых душевных проявлений в массе и у отдельных лиц; между тем как восприимчивость чувств то повышалась, то понижалась - восприимчивость к боли у отдельного человека, находящегося в толпе, была определенно понижена; работы, требующие концентрации и внимания, исполнялись в толпе легче, но были худшего качества.

Механическая работа памяти была повышена, ассоциации были точнее, но направлены больше на внешнюю форму, чем на внутреннее содержание. Свободные ассоциации (писание на тему) были многочисленнее, но ниже по качеству; ассоциации избирательные происходили более бегло, но были ошибочнее. В движениях и произвольных действиях обнаруживалось определенное повышение; они в массе происходили скорее, но менее обдуманно. Короче говоря, все действия находились под уравнивающим влиянием. Это является подтверждением общеизвестной истины, что человек в толпе обладает меньшей способностью к критике, большей подвижностью, большей готовностью к действиям и равномернее воспринимает аффекты.

Такое поведение объясняет особенности ассоциации и апперцепции, и прежде всего объясняет готовность к внушению. Ибо, если внушение обозначает непосредственное духовное влияние сокращенным (паралогическим) путем, и если условиями его являются отсутствие критики, устранение аффектов и готовность к внушению, то восприимчивость массы к внушению бесспорно больше, чем восприимчивость отдельного человека, духовно совершенно свободного. Поэтому тот, кто умеет пользоваться настроением толпы, возбуждая и направляя аффекты, может быть уверен в действии своего внушения, за тем толпа последует, как стадо за вожаком, как, например, во времена революции за искусными демагогами или в эпохи религиозных движений за пророками.

Необыкновенные достижения устремляющихся масс, воодушевление средневековых крестоносцев, эпидемии пляски святого Витта и святого Иоанна, массовые галлюцинации при процессиях, общие религиозные переживания масс - все эти явления вызываются действием внушения на особенно подготовленную почву. Для полного отсутствия критики у подавленных людей характерны разговоры о военных событиях в дружественных и враждебных странах, как, например, о таинственном появлении призрачных аэропланов, шпионов и автомобилей.

К какому разрешению могут привести идеи, распространяющиеся в массе подобно внушению, показывают частые массовые паники, жертвами которых стали сотни и тысячи людей: паники при кораблекрушениях, при пожарах в театрах или больших магазинах (Венский театр, Парижский базар), и, наконец, ужасное несчастье на Ходынском поле, где около 3000 людей было задавлено насмерть. Чем некультурнее масса, тем большее влияние оказывают внушения, пробуждающие страх и разжигающие страсти, в особенности, если их беспрестанно повторяют. Как при таких обстоятельствах политические перевороты могут повлечь за собой патологические явления, показывает в гигантских размерах современная Россия.

1 - 2

Copyright © 2009 Гипноз и внушение