Внушение и любовь
Есть люди, которые как бы окружены атмосферой внушения; где они появляются, там они привлекают к себе, как магнит, все сердца, поддающиеся влиянию. У фантазеров такая индивидуализированная жажда любви принимает странные формы. Сенту зачаровал образ Летучего Голландца; мысль о том, чтобы снять с него заклятие, руководит всеми ее поступками. Один парижский художник, - современный Пигмалион, который влюбился в Монну Лизу Леонардо да Винчи, жил под властью идеи, что его возлюбленная должна быть похожа на Монну Лизу.
Такие фантастические самовнушения бывают очень разнообразного характера; один думает, что может быть счастлив только с блондинкой, другой - только с брюнеткой; один не способен любить тонких, другой мечтает только о тонких, - подобные любовные мечты особенно ясно обнаруживают свое происхождение от внушения.
Чистыми самовнушениями являются такие наклонности у лиц с болезненным предрасположением; здесь они могут доходить до извращенности. Такие специальные наклонности очень часто не поддаются никаким критическим взвешиваниям и возражениям, как и вообще все вкоренившиеся самовнушения.
Сравнение состояния влюбленности с состоянием подчинения внушению является, конечно, относительным. Отсутствие критики, правда, существует, но нет отсутствия аффекта, - и в этом коренное различие влюбленности от подчинения внушению, лишенного аффектов. Наоборот, при влюбленности существует односторонний сильный аффект: это состояние, отличающееся повышенной восприимчивостью к внушению, но только в смысле однородного аффекта. Само собой разумеется, что первоосновой всякой нормальной любви является Шопенгауэровская "воля"; следующие же моменты аналогичны внушению. Подобный взгяд объясняет многое в психологии любви; например, становится совершенно ясным, что к простой влюбленности может присоединиться действие внушения и усилить ее, как это было в деле
Чинского.
Если бы любовная склонность не поддавалась воздействию внушения, не было бы понятно действие чар и амулетов. Уже в "6-ой и 7-ой книге Моисея" указываются волшебные средства для возбуждения любви. В молитвеннике галлов говорится о любовных средствах, о записке с различными изречениями и о белой соли, которою следует мыться. В древней Греции такой репутацией пользовалась вода Селемноса, в средние века варили любовные напитки и отваривали корни Мандрагоры. Любовные напитки играли роль в "Фаусте", "Тристане и Изольде" и "Песне о Нибелунгах". Такие средства вызывают в одном чувство самоуверенности и уверенные, спокойные, внушительные приемы, у другого, против которого направлено колдовство, они вызывают страх перед поражением и тем самым обеспечивают уже половину успеха.
1
- 2